ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
У УЧАЩИХСЯ В ВОЛЕЙБОЛЕ
Из опыта работы учителя физической культуры Гвардейской общеобразовательной школы I-III ступеней № 1
2011
Содержание
- Введение
- Глава 1. Волейбол как средство физического развития школьников
- 1.Характеристика игры игровой деятельности в волейболе
2.1.2. Организация и методика обучения волейболу
- Глава 2. Теоретические основы методики подвижных игр в волейболе
3.2.1. Общая характеристика использования подвижных игр в волейболе
3.2.2.Виды подвижных игр в волейболе
- Выводы
- Литература
1. Введение
Среди большого разнообразия средств физического воспитания, используемых в целях гармоничного развития современного человека, одно из ведущих мест занимают игры, и в особенности игры подвижные. Они относятся к числу самых распространенных и любимых видов физических упражнений у людей всего мира.
Игры отличаются особой привлекательностью. Для победы здесь мало одного физического превосходства. Победителем становиться тот, кто проявит более высокий интеллект и сумеет найти путь к успеху не только при равенстве сил, но и при преимуществе соперника.
Популярность игр объясняется и тем, что они представляют исключительное по глубине и разносторонности влияния средство общей физической подготовки, с помощью которого прекрасно совершенствуются быстрота, ловкость, сила, выносливость, осваиваются такие жизненно важные навыки как бег, прыжки, метания.
Таким образом, в современной системе физического воспитания спортивным играм принадлежит ведущая роль. Главное достоинство их заключено в особой притягательной силе и широте применения. Это одновременно и спорт высших достижений, и спортивное развлечений, отличное средство активного отдыха и восстановления.
Игра в волейбол стала не только чисто спортивной, но и происходит развитие волейбола как игры ради отдыха, игра в волейбол стала средством организации досуга, поддержки здоровья и восстановления работоспособности.
В учебном процессе волейбол используется как важное средство общей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение учащимися теоретических сведений, овладение основными приемами техники и практики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.
Широкое применение волейбола в физическом воспитании объясняется несколькими примерами: доступность игры для различного возраста; возможность его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитание моральных и волевых качеств. И в тоже время использование его как полезного и эмоционально вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Систематические занятия спортом, в частности волейболом, всесторонне воздействуют на личность. Во время учебно-тренировочных занятий и соревнований юный спортсмен-волейболист привыкает подчинять свои личные интересы коллектива (команды). Волейбол не бывает без публичности, зрелищности, без организации, контроля и управления. Кроме того, волейбол является одной из самых неагрессивных спортивных игр (наряду с плаванием, гимнастикой и т.д.) отсутствие агрессивности очень важно для процесса обучения как такового, а также для гармоничного развития личности ребенка.
Игровая направленность уроков физической культуры позволяет увеличить к ним интерес со стороны школьников, повысить посещаемость уроков что, естественно, положительно влияет на сдачу учащимися зачетов и нормативов по предмету.
Следует отметить, что подвижные игры в волейболе, как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельности, непрерывности изменений условий и условий деятельности. Выбор той или иной игры определяется конкретными задачами и условиями урока.
Это является одной из специфических черт, которая отображена в подвижных играх и заключается в свободе воспитательной деятельности по направлению дифференциации воспитательного процесса в зависимости от психосоматических и возрастных особенностей ребенка, что и обуславливает актуальность выбранной темы.
Таким образом, основная цель моей работы – общая характеристика подвижных игр в волейболе, их значение в организации учебного и тренировочного процесса школьников; влияние использования подвижных игр в волейболе на общие показатели посещаемости и трудоспособности школьников.
В связи с поставленной целью мною была выдвинута следующая гипотеза: подвижные игры на уроках волейбола в школе эффективны как тренировочное средство, метод отбора юных волейболистов. А также средство заинтересовывания и привлечения на урок, без чего, естественно, полноценно не могут быть выполнены две первые задачи.
В работе поставлены следующие задачи:
- Подбор подвижных игр для освоения и обучения техническим действиям в волейболе.
- Определение эффективности подвижных игр как средства развития физических качеств у школьников.
В процессе работы над темой было использовано большое количество специальной научной литературы. В этой связи хочется отметить работы таких авторов, как: Ашмарин Б.А., Билеева Л.В., Демчишин А.Г., Мозола Р. Н., Железняк Ю.Д., Кудряшов В.А. Правдин В.А. Фомин Н.А.. Фурманов А.Г., и др.
2. Глава 1. Волейбол как средство физического развития школьников.
2.1.1.Характеристика игры и игровой деятельности в волейболе
Широкий диапазон физиологического воздействия игры в волейбол на организм занимающихся в сочетании с несложными правилами и посильными игровыми приемами позволяют в средней школе заниматься до игрой, начиная с V класса.
Воздействие волейбола не ограничивается только улучшением физических показателей организма. Улучшается также эмоциональное состояние играющего, развиваются коммуникативные и волевые способности, интеллект и реакция.
Игра в волейбол характеризуется богатым и разнообразным двигательным содержанием. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно изменять движения по направлению и скорости, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате занимающихся. В результате выполнения большого количества прыжков при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляется костная система, суставы становятся более подвижными. Развивается сила и эластичность мышц. У волейболистов сила проявляется наряду с большой скоростью мышечных сокращений. Это в свою очередь ведет к развитию быстроты, которая содействует овладению техникой волейбола.
Существенной предпосылкой результативности игровой деятельности является волевая реакция игрока. От нее, в частности, зависит способность к длительной концентрации внимания в игре, выбор оптимального решения и управление своими действиями при его реализации. В ходе игры возникают различные факторы, затрудняющие сенсомоторную деятельность. К их числу относятся утомление. Низкий уровень специальной выносливости, направленность игровой ситуации, качество судейства. Все это отрицательно сказывается на принятии игровых решений.
Педагогическая характеристика игры включает несколько важных аспектов. Первый из них – аспект воспитательный. В этом отношении игре, безусловно, принадлежит главенствующая роль.
Игра – это, прежде всего, упражнение в правильном поведении, причем, в необычных, чрезвычайно затрудненных условиях. Правила игры, масштаб соревнования, судьи, зрители, наконец соперник, - все это создает исключительный по разнообразию комплекс внешних воздействий, требующий от играющих своего отражения при выборе поведения в игре.
Подвижные игры – не просто средство физического воспитания, а средство воспитывающего влияния на личность. Причем главным здесь оказывается воспитание общественно значимых качеств личности –коллективизма, сознательной дисциплины, способности поставить общие интересы выше личных.
Игра – всегда борьба, и нередко суровая. Поэтому наивысшие моральные качества проявляются именно в таких условиях. Честно в спортивной борьбе – одно из проявлений моральной зрелости. Победа, достигнутая любой ценной, не имеет права на жизнь, ибо она нарушает моральные нормы спорта. Уважение к сопернику, использование лишь дозволенных приемов борьбы – вот нормы, которые должны неукоснительно прививаться с первых шагов в спорте. Поэтому так важна правильная организация учебно-воспитательного процесса, где ведущую роль играет тренер. Важнейшие задачи его работы заключаются в создании необходимых условий для формирования личности, способной во всех случаях жизни проявлять высокие моральные качества.
Существенная особенность волейбола заключается еще и в том, что для достижения высоких результатов здесь обязательно важен весь комплекс специальных качеств – физических, технико-тактических, морально-волевых.
Большую ценность для педагога представляет и образовательный аспект занятий спортивными играми. Богатство содержания игр расширяет двигательный потенциал человека. Располагая навыками, человек приобретает возможность в любой жизненной ситуации найти адекватное и эффективное двигательное решение. Важность этого обстоятельства для трудовой, военной или другой формы деятельности трудно переоценить.
Правильно организованные занятия спортивными играми независимо от того, будут ли они систематическими или эпизодическими (как самостоятельно избираемая форма спортивного развлечения), оказывают положительное воздействие на организм занимающихся. А в некоторых случаях, при проявлении устойчивого интереса могут оказаться любимым видом физических упражнений, под воздействием которого можно достичь высокого уровня физической подготовленности, физического развития и спортивного мастерства.
Волейбол можно назвать средством управления психическим состоянием на уроках физической культуры, это способствует оптимизации состояния школьников и позитивно сказывается на их социально-психической адаптации.
В целом волейбол как командная спортивная игра способствует развитию у школьников многих весьма ценных качеств и навыков, необходимых им в дальнейшее производственной деятельности. Это вполне заслужено ставит волейбол в нашей стране на одно из первых мест среди средств физического воспитания.
2.1.2. Организация и методика обучения волейболу
Систематические занятия спортивными играми ставят целью оздоровление, полноценное физическое и нравственное развитие занимающихся.
Для полноценного овладения приемами игры большое значение имеют подвижные игры.
Организуя занятия подвижными играми, необходимо учитывать особенности возраста, состояние здоровья, физического развития и физической подготовленности учащихся. Обязательны при этом систематический врачебно-педагогический контроль, соблюдение гигиенических норм и учет местных условий.
Планируя занятия по волейболу, я строю их содержание, исходя из задач, выдвигаемых программой средней школы в соответствии с контингентом учащихся и наличием спортивной базы. Задачи ставлю как на весь период работы, так на период серии уроков по волейболу, перед частью уроков и каждым физическим упражнением. В процессе обучения на одном уроке обычно решаю две-три основные задачи, помимо них могу включить решение и второстепенных. Исходя, из требований программы я планирую весь учебный материал в плане-графике.
Главная моя задача – раскрыть присущие задатки и способности, необходимые не только в игровой, но и повседневной трудовой деятельности. Индивидуальный подход обеспечивает влияние, формирующее нравственные черты характера. Конечная цель этого длительного и достаточно сложного процесса – воспитание гармоничной личности, способной к яркому творческому самовыражению.
Основным условием эффективного обучения является применение принципов и методов обучения. В учебном и тренировочном процессе я учитываю общие педагогические и биологические закономерности, присущие процессу физического воспитания. Основополагающее значение имеют общепедагогические принципы.
- Принцип воспитывающего обучения.
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности.
- Принцип систематичности.
- Принцип всесторонности.
- Принцип непрерывности.
Обучение приемам техники игры проводятся поэтапно. На каждом этапе целесообразно применять определенные методы.
Общее ознакомление с приемами техники игры. На данном этапе у учащихся формируется представление об изучаемом приеме техники игры, о его особенностях и технике выполнения, а также о тактическом применении его в игре. Важным здесь являются методы показа и демонстрации и метод слова.
Методы показа и демонстрации позволяют создать зрительный образ изучаемого приема. Тем самым включается рефлекторные механизмы подражания, которые ускоряют воспроизведение движения. Показ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым и акцентироваться на узловых моментах изучаемого движения. При показе важно направить внимание занимающихся на те положения, которые существенны для овладения движением. В отдельных случаях применяю повторный и замедленный показ.
Для предупреждения ошибок иногда целесообразен показ с их включением. Его сопровождаю объяснениями и завершаю правильной демонстрацией.
На этапе начального разучивания приемов техники игры широко использую метод упражнения, который включает в себя три этапа:
- Метод расчлененного упражнения с последующим объединением частей в целое.
- Метод целостного упражнения с избирательным выполнением отдельных его частей.
- Метод комплексного выполнения упражнения.
Таким образом, процесс обучения составляю из нескольких взаимосвязанных этапов, где каждый последующий обуславливаю предыдущим:
- создание представления об изучаемом элементе игровой деятельности;
- первичное освоение в облегченных, неигровых условиях;
- овладение в постепенно усложняющихся условиях, в которых последовательно моделируются типовые игровые ситуации;
- закрепление в специально организуемой игре;
- совершенствование в условиях соревнования.
Я считаю, что очень важны в процессе обучения спортивной игре игровой и соревновательный методы. Эти два метода близки по значению и характеристике и используются главным образом при закреплении и совершенствовании изучаемого материала. Основная их ценность в комплексном развитии психофизических качеств, приобретении помехоустойчивости к сбивающим факторам. Игровой метод преимущественно использую в процессе обучения и тренировки разнообразных подвижных игр, выполняющих роль подготовительных, подводящих и игровых упражнений. Ценность подвижных игр при обучении спортивной игре исключительно велика. Каждая из них может служить маленькой моделью игровых действий в настоящем соревновании. Совпадение условий позволяет формировать психофизические предпосылки, отвечающие профилю изучаемого вида спортивных игр. В подвижных играх осваиваются технико-тактические приемы, составляющие основу спортивных игр.
Соревновательный метод занимает ведущее место в учебно-тренировочном процессе квалифицированных спортсменов. Суть его состоит в плановом использовании различных по масштабу и значимости соревнований для достижения высокого уровня совершенства в деятельности функциональных систем организма и применении изученных технико-тактических приемов и систем игры. Только соревнование подводит игрока к пику его спортивной формы, к вершинам мастерства.
При обучении школьников волейболу, наряду с общеразвивающими упражнениями, предусмотренными программой, использую подготовительные упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств, необходимых для успешного овладения приемами техники игры и движениями; подвижные игры, а также специальные упражнения (с мячом), применяемые для закрепления и совершенствования приемов техники игры в условиях, приниженных к игровым, и двусторонней игре. Необходимо, чтобы при выполнении подготовительных упражнений учащиеся поняли, какие качества воспитываются с их помощью. Такой подход вызывает серьезное отношение и интерес к выполнению некоторых «неинтересных» упражнений. Например, в упражнениях с набивными мячами следует большое внимание уделять бросанию и ловле, а также упражнениям имитирующим приемы техники игры.
Специальные упражнения и тактические комбинации подбираю с учетом их доступности для учащихся по принципу «от простого к сложному».
Чтобы повысить интерес учащихся к занятиям, организовываю соревнования (на уроке, в параллели, между сборными параллели, товарищеские игры сборных команд между школами района и за его пределами). Так, например, при изучении на уроке передачи мяча в движении во встречных колоннах перед учениками ставлю задачу, как возможно дольше продержать мяч в воздухе, не уронив его на площадку. Этот же методический прием можно применять и при обучении подаче, нападающему удару, блокированию, приему мяча, защитным действиям («Какая группа или отделение выполнит упражнение лучше?»)
Не следует увлекаться обучением только отдельным приемам техники игры. Каждый ученик должен овладеть всем набором игровых действий. Но если он не в состоянии допрыгнуть до верхнего троса сетки, то добиваться от него овладения нападающим ударом не следует. Такие ученики, освоив передачи и подачи, могут вполне успешно участвовать в двусторонних играх.
Упражнения в подготовительной и основной частях целесообразно проводить в различных построениях: в шеренгах, полукруге, в кругу, в колоннах по 6-8 человек. Такие построения на уроке (при наличие достаточного количества мячей) позволяют увеличить плотность урока. В классах с большим количеством учащихся использую на уроках круговой метод, где деление провожу на 5-6 станций. На одной из них учащиеся будут поочередно выполнять подачи, на другой – передачи, на третьей –защитные действия, на четвертой – прыжки, различные перемещения и т.д. При проведении такого урока привлекаю наиболее подготовленных учащихся в помощники.
Для более глубокого усвоения пройденного материала предлагаю учащимся домашние задания: упражнения, направленные на развитие специальных физических качеств (прыгучести, гибкости, силы, выносливости), упражнения с мячом (подача мяча в стенку, удары мячом о пол) – для подготовки к освоению нападающего удара, имитационные упражнения, игра в «мини-волейбол» и волейбол.
3. Глава 2. Теоретические основы методики
подвижных игр в волейболе
3.2.1. Общая характеристика использования
подвижных игр в волейболе
Почти на всем протяжении жизни человек тесно связан с игрой, причем в период самого активного формирования – в детские и юношеские годы – игровая деятельность занимает наибольшее место.
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества и, прежде всего, скорость и ловкость. Одновременно закрепляются, совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются полнее и разнообразнее.
Подвижные игры в волейболе должны воспитывать у учеников высокие морально волевые качества, укреплять их здоровье, оказывать содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Таким образом, подвижные игры играют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры, в том числе и волейбола.
На уроках физической культуры ученики знакомятся со многими интересными и полезными играми. Важно, чтобы побольше таких игр внедрялось в повседневный быт, чтобы ученики могли самостоятельно организовывать их во дворе, на площадках в свободное от учения время. В связи с этим полезно на некоторых уроках физической культуры проводить игры под руководством помощников учителя – организаторов.
Следует полноценно использовать оздоровительный потенциал каждой игры на уроке. Систематическое использование подвижных игр в процессе уроков физической культуры должно содействовать нормальному росту, развитию и укреплению важнейших функций и систем организма с учетом возраста, а также формированию правильной осанки. В связи с этим на уроках рекомендую применять разнообразные по двигательному содержанию подвижные игры с активными, энергичными и повторяющимися двигательными действиями. Однако необходимо следить за тем, чтобы игра оптимально соответствовала объему и интенсивности нагрузки урока в целом.
Особенности методики подвижных игр на уроках физической культуры состоят в первую очередь в том, что между подвижными играми и другими упражнениями, включаемыми в урок, должна быть обеспечена тесная преемственность и взаимосвязь.
На одном и том же уроке нежелательно совмещать разучивание новой игры с изучением нового материала по гимнастике или легкой атлетике.
Чтобы предупредить переутомление и перевозбуждение учащихся, не следует включать игры с прыжками и преодолением препятствий в урок, на котором намечено проводить тренировку в беге или прыжках.
В условиях урока физической культуры время на подвижные игры строго лимитировано. Поэтому необходима четкая организация начала, хода и окончания каждой включаемой в урок игры.
При подготовке места занятий к уроку физической культуры предусматриваю и все то, что требуется использовать без промедления для намеченной на уроке игры. Нужный мелкий инвентарь (скакалки, мячи, флажки и др.) должен находиться под рукой, там, откуда его можно быстро и удобно достать. Не менее важна проверка исправности предметов, которые могут служить пособиями для игры (скамейки, стойки для прыжков и т.д.).
Некоторые игры требуют условных границ, кругов и других разметок. Можно расчертить пол несколькими постоянными линиями и фигурами, в других случаях временная разметка площадки производится непосредственно перед началом игры учениками, помощниками по указанию.
Отбор игр зависит от места проведения. В небольшом узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием в колонны и шеренги, те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке – игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п.
Таким образом, эффективность проведения игры зависит от решения таких организационных факторов:
- умение доходчиво и интересно объяснить игру;
- размещение игроков во время ее проведения;
- определения ведущих;
- распределение на команды;
- определение помощников и судей;
- руководства процессом игры;
- дозирование нагрузки в игре;
- окончание игры.
Всестороннего воспитания и гармоничного развития учеников при обучении их волейболу и другим командным играм, можно достичь только в процессе многолетнего, систематического и правильно организованного обучения подвижным играм.
3.2.2. Виды подвижных игр в волейболе
Игры общего характера
«Вызов». Занимающиеся делятся на две команды и становятся в шеренги около противоположных сторон площадки. Игрок одной из команд направляется к команде противника, игроки которой вытягивают вперед правые руки. Вызывающий три раза касается ладони одного из противников, после третьего касания убегает, а вызванный игрок пытается его догнать. Если вызывающему удалось убежать, то вызванный идет к нему в «плен», и если не удалось, то сам вызывающий попадает в «плен». Команда продолжает вызывать до тех пор, пока ее игрок не попадет в «плен». Если игрок, имеющий пленного, сам попадает в плен, то его пленный освобождается и продолжает участвовать в игре. Побеждает команда, имеющая большее число пленных (за определенное время) или взявшая в плен всю команду противника.
«Эстафета с кувырком». Игрок, стоящий впереди, держит в руках набивной мяч. По сигналу он выполняет кувырок вперед, добегает до сетки и способом от лица двумя руками перебрасывает мяч через сетку, а сам пробегает под ней, ловит мяч и бежит к гимнастической скамейке, где также подбрасывает мяч вверх, а сам перепрыгивает через скамейку и ловит мяч. То же самое на обратном пути, после кувырка мяч передается второму игроку, который повторяет то же самое.
Игры для обучения передаче мяча
«Передал – выйди». Игроки в парах на расстоянии 4 метров друг от друга из-за лицевой линии начинают передачи мяча двумя руками сверху (снизу) в движении, перемещаясь боком к противоположной линии обратно. Побеждает та пара, которая допустила меньше потерь мяча.
«Передачи в движении». Учащиеся в двух колоннах по одному выстраиваются за лицевой линией. Первые игроки из каждой колоны по сигналу учителя перемещаются к сетке, выполняя передачи мяча двумя руками сверху над собой; дойдя до сетки, бросают в нее мяч двумя руками снизу. Затем делают вторые игроки и т.д. За каждое падение мяча команде засчитывается штрафное очко. Победившей считается команда, имеющая меньше штрафных очков.
«Через сетку». Игра проводится на волейбольной площадке с натянутой сеткой. Играющие делятся на 2-3 команды, каждая из которых делятся на две группы, располагающиеся на разных сторонах площадки друг против друга лицом к сетке, в колонны по одному. Главные игроки стоят на линии нападения. По сигналу эти игроки, стоящие на правой стороне площадки, передают мяч двумя руками сверху через сетку партнерам, а сами бегут в конец своей колонны. То же выполняют на противоположной стороне. Команда, допустившая ошибку в передаче, прекращает игру. Побеждает команда, которая дольше других выполняла передачи.
«Эстафета с передачей мяча». Две команды с равным количеством игроков располагаются во встречных колоннах на расстоянии 8 метров. По сигналу учителя первый игрок колонны ударяет волейбольный мяч о пол, а сам перемещается в конец встречной колонны. Первый игрок встречной колонны выбегает вперед, принимает отскочивший от пола мяч и передает его двумя руками сверху (снизу) в обратном направлении на второго игрока и т.д. Игра проводится на время. Побеждает команда, допустившая меньшее количество ошибок в передачах.
«Баскетбол». Две команды играют в баскетбол, но с волейбольной передачей. При ведениях игроки, перемещаясь, подбивают одной или двумя руками вверх. Ведение мяча с ударами о пол не разрешается. Передачи можно выполнять стоя на полу и в прыжке. Таким же способом можно посылать мяч в кольцо. Побеждает команда, забившая больше мячей.
Игры для обучения нападающему удару.
«Подвижная цель». Игроки, стоя за кругом, стараются попасть волейбольным мячом в водящего, бегающего внутри круга. Мяч посылают в круг ударом одной руки, как при нападающем ударе. Промахнувшийся игрок меняется местами с водящим.
«Кто точнее?». Игроки двух команд располагаются в колоннах в зоне 4, в зоне 3 –по одному игроку из каждой команды с теннисными мячами. По два игрока каждой команды располагаются за лицевыми линиями своих площадок. Игра длится 8 минут. Игрок зоны 3 бросает теннисный мяч игроку зоны 4, после 2-3 шагов разбега к сетке прыгает вверх и, имитируя нападающий удар, перебрасывает мяч через сетку, стремясь попасть в площадку соперника. После выполнения броска игрок зоны 4 переходит в зоны 3, а игрок зоны 3 уходит за лицевую линию для того, чтобы взять мяч и доставить в зону 3. игрок, стоящий за лицевой линией, пристраивается в конец колонны. Выигрывает команда, большее число попавшая в пределы площадки.
«Бомбардиры». Игроки одной команды поочередно выполняют нападающие удары мячом из зоны 4 с передачи из зоны 3. игроки другой команды пытаются защитить свое поле. Если «бомбардир» попал в площадку и защитники не коснулись мяча, то он получает 3 очка; если защитники коснулись мяча, но не приняли его, то нападающий получает 2 очка; если же защитники приняли мяч, то нападающий получает 1 очко. Игра длится 10 минут. Одна команда нападает (5 минут), затем меняются местами.
Игры для обучения блокированию
«Коснись, но не ошибись». Игроки одной команды располагаются на гимнастических скамейках вдоль сетки и выставляют ладони над ней. Игроки другой команды выстраиваются в колонну в зоне 4. По сигналу учителя они перемещаются в зону 3 приставными шагами, подпрыгивая, стараются коснуться выставленных над сеткой ладоней партнеров, а затем следует в конец колонны. Игрок, прикоснувшийся к ладоням соперника, получает 1 очко. При касании сетки при блоке очко снижается. Задание выполняют три раза, затем команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Организуй оборону!». Две команды соревнуются в умении заблокировать нападающие удары. Игроки одной команды поочередно совершают 50 нападающих ударов из зоны 4. соперники организуют индивидуальный блок, в котором поочередно (через 5 ударов) участвуют все игроки команды. Если мяч заблокирован и остался на стороне нападающих, то блокирующие получают 2 очка; если мяч перелетел на сторону обороняющейся команды, но коснулся блока, то она получает одно очко. Не состоявшийся по вине атакующей команды нападающий удар засчитывается как выполненный (ошибка в передаче, неготовность нападающего, касание сетки и т.п.). после выполнения установленного количества нападающих ударов команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.
«Дружная команда». Одна команда нападает, другая обороняется. Игроки нападающей команды располагаются в зонах 2,3 и 4. Блокирующие – по одному в зонах 2, 3 и 4; в задачу входит организация группового блокирования. Нападающая команда удары выполняет из зон 2 и 4. игрок, выполнивший нападающий удар из зоны 4, переходит в зону 2, и наоборот. Игроки блокирующей команды после 5 блоков уступают место партнерам. Игроки, не участвующие в блокировании, собирают мячи и отдают нападающим. Каждая команда находится в роли блокирующей по 10 мин. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Игры для обучения защитным действиям.
«Защити свою зону». Игра проводиться между двумя командами. Шесть игроков одной команды располагаются в зонах и должны их защищать. Игроки другой команды поочередно нападают из зон 4 и 2 с передачи из зоны 3. можно применять и обманные удары. Игра длиться 10 минут, затем команды меняются ролями. Задача защитников – не дать мячу упасть в своей зоне. Разрешается отбивать мячи различными способами. После 2 минут игры защитники меняются зонами. При попадании мяча в одну из зон команде защитников насчитывается штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньше штрафных очков.
«Прими и передай». Играют две команды. Одна поочередно нападает из зон 2 и 4 с передачи из зоны 3, а шесть игроков другой команды, расположившись в зонах, играют в защите. Игра длиться 10 минут, затем команды меняются ролями. После 2 минут игры защитники меняются зонами. Если защитник принял нападающий удар и послал мяч к сетке, то обороняющаяся команда получает 3 очка. Если мяч принят, но не доведен до сетки - 2 очка. Если защитник не сыграл в защите, но попытался принять мяч и коснулся его -1 очко. Разрешается выполнять обманные удары. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Тактика защитных действий характеризуется умением игроков точно и своевременно выбирать место для приема мяча. Расположение защитников и страхующих игроков в обороняющейся команде определяется системой игры, в защите и зоне, из которой производиться атака противника.
Подвижные игры весьма разнообразны и представляют широкие возможности для обучения приемам игры в волейбол и для дальнейшего совершенствования приобретенных навыков.
4. Вывод
Как известно, игра в волейбол – это самостоятельная деятельность, в которой дети проявляют все свои возможности. С помощью игры в волейбол они развивают физические качества: ловкость, скорость, силу и другие; получают удовлетворение от эмоционального состояния, развивают моральные нормы, совесть; формируют психологические качества: характер, память, темперамент, мышление, самооценку, оказывают содействие повышению спортивных результатов.
С помощью подвижных игр развиваются разнообразные двигательные качества, и прежде всего, скорость и ловкость. Одновременно закрепляются и совершенствуются двигательные привычки; двигательные качества проявляются полнее и разнообразнее. Двигательные привычки формируются гибкими и пластичными. Сложны и разнообразны движения в игровой деятельности. В них как правило, могут быть задействованы все мышечные группы. Это оказывает содействие гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Условия игрового соревнования требует от участника довольно больших физических нагрузок. Поочередное изменение моментов относительно высокой интенсивности с паузами отдыха и действиями, которые требуют небольшого напряжения, разрешает игрокам выполнить большой объем работы. Сменный характер нагрузки больше всего отвечает возрастным особенностям подрастающего организма и поэтому проявляет благотворное влияние на усовершенствование деятельности функциональных систем кровообращения и дыхания.
Без использования подвижных игр в тренировочной деятельности по волейболу (и других видах спортивных игр), дети не смогут выполнить со всей настойчивостью те задачи, которые перед ними ставит учитель (тренер). Подвижные игры раскрывают детей, у них накапливается положительная энергия, которую они будут проявлять на протяжении всей тренировки.
Я рассматриваю подвижные игры как педагогический метод для тренировки физических качеств. Это делается потому что:
- игра развлекает;
- с помощью подвижных игр обучение интересно и мотивировано;
- игра рушит границы и создает «новую среду существования», где мы употребляем новое «Мы»: «Мы выиграли», «Мы проиграли».
На протяжении 5 лет подготовки учащихся нашей школы к большому числу соревнований различного масштаба мною в большом объеме всегда задействованы подвижные игры как основное средство воспитания физических качеств, о чем говорят результаты команд, особенно в игровых видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол.
Пиком показа увеличения результатов была подготовка команд к физкультурно-оздоровительному фестивалю «Нащадки козацької слави», где рост показателей воспитывался и развивался благодаря большому объему и внедрению подвижных игр для развития физических качеств у учащихся нашей школы, о чем показывают результаты республиканских соревнов