Среда, 16.07.2025, 17:08
Персональный сайт учителя физической культуры
 
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Предпрофильная и профильная подготовка

Значение предпрофильной подготовки

Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки школьников к осознанному выбору своего профессионального пути. Они становятся главными, поскольку определяют конкретику выбора. Остановившись на том или ином варианте обучения, старшеклассник направляет основные образовательные усилия на освоение тех предметов, которые определяются как профильные.

Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Центральным звеном перехода к профильной школе должна стать предпрофильная подготовка выпускников основной школы. Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения в старшей школе.

Цель предпрофильной подготовки – самоопределение личности в выборе способа получения дальнейшего образования, профиля. Предпрофильная подготовка направлена на то, чтобы помочь выпускнику основной школы четко решить: где, в каком образовательном учреждении он завершит полный цикл общего среднего образования – колледже, техникуме или в 10–11-х классах школы с ориентацией на тот или иной профиль. Она может реализовываться в различных вариантах.

Базовая модель предпрофильной подготовки

Специалистами предлагается базовая, исходная модель предпрофильной подготовки, в которой были бы отражены возможные объемы и основные составляющие предпрофильной подготовки. Предпрофильная подготовка включает в себя: 1) информационную работу; 2) профильную ориентацию; 3) набор предпрофильных элективных курсов (по выбору учащихся).

Базовый объем предпрофильной подготовки предлагается определить примерно в 102 часа (3 часа в среднем на 34 учебных недели в году). Их рекомендуется распределить следующим образом:

  • 1/3 объема (34 часа в год) отвести на информационную и профориентационную работу, в том числе:
    • 17 часов – на знакомство школьников с учреждениями образования, на изучение особенностей обучения, условий приема, посещение этих учреждений в «Дни открытых дверей»;
    • 17 часов – на психолого-педагогическую диагностику, анкетирование и консультирование девятиклассников.
  • 2/3 объема (68 часов в год) – на специально организованные курсы по выбору (курсы предпрофильной подготовки), которые должны способствовать:
    • расширению знаний учащихся по той или иной образовательной области;
    • самоопределению учащихся относительно профиля обучения в старшей школе;
    • формированию интереса и положительной мотивации на ту или иную профессиональную деятельность.

Предпрофильная подготовка должна начинаться с планирования действий по информированию учащихся и их родителей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Школьники и их родители должны получить сведения о различных учреждениях общего, среднего профессионального и дополнительного образования, где они смогут продолжить образование после основной школы. Целесообразно проведение школьных и межшкольных олимпиад, дней открытых дверей, издание информационных материалов, знакомящих школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях.

Профильная ориентация как компонент предпрофильной подготовки

Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы или в учреждениях среднего профессионального образования. Профильная ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

Как показывает многолетний опыт, готовность к ситуациям самоопределения оказывается недостаточной даже у учащихся 11-го класса. Около 2/3 выпускников совершают выбор направления продолжения образования под влиянием случайных факторов. Это определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения, которая в условиях модернизации образования возникает на более ранних возрастных этапах, и с учетом этого необходимо разрабатывать и проверять средства профильной ориентации.

Подготовка учащегося к ситуациям выбора профиля обучения осуществляется поэтапно. Учитывая специфику нашего предмета «Физическая культура», условно этапы самоопределения детей (по А.П. Матвееву) можно обозначить:

  • 1-й этап – пропедевтический (7–9 лет). Задачи: формирование интереса учащихся к физкультурно-оздоровительной деятельности, обеспечение последовательности ее познавательных и практических результатов.
  • 2-й этап – поисково-зондирующий (10–12 лет). Задачи: формирование интереса учащихся к спортивно-оздоровительной деятельности, ее осознанного выбора как средства самореализации и организации здорового образа жизни.
  • 3-й этап – профессионально-ориентированный (13–15 лет). Задачи: обогащение опыта спортивной деятельности и побуждение к реальной оценке своих возможностей и достижений, выбор направленного углубленного освоения спортивно-оздоровительной деятельности.
  • 4-й этап – профессионально-адаптационный (16–18 лет). Задачи: целенаправленное приобретение практического опыта в профессиональной деятельности (введение в специальность), овладение знаниями и способами ее организации; создание условий для активного самопознания и соотнесение знаний о себе с практикой избираемой профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Такая поэтапная динамика процесса самоопределения нашла отражение в разработке государственного стандарта содержания образования в области физической культуры, где первый этап соотносится с начальной школой, второй и третий – соответственно с основной школой и четвертый этап – со старшей школой.

Все это, в свою очередь, требует разработки системы дифференцированного обучения учащихся на всех ступенях общего образования в области физической культуры и внедрения в учебный процесс инновационной технологии обучения, физического воспитания и спортивной подготовки учащихся. Современный учитель физической культуры профильной школы должен не только хорошо знать свой предмет, но и эффективно использовать современные методики и педагогические технологии физического воспитания учащихся, а именно:

– предметно-ориентированное обучение учащихся начальной школы по образовательной программе с углубленным и расширенным содержанием образования по предмету «Физическая культура» (формирование ценностно-ориентированного отношения к физической культуре);

– личностно-ориентированное обучение учащихся основной школы с учетом их спортивных интересов (формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, развитие интереса к педагогической профессии);

– профессионально-ориентированное обучение в классах спортивно-педагогического профиля, сформированных по принципу их профессиональной ориентации (формирование устойчивой профессиональной мотивации учащихся на педагогическую профессию);

– спортивно-ориентированный подход к физическому воспитанию учащихся (использование опыта, накопленного практикой подготовки юных спортсменов, научных и технологических достижений в сфере подготовки спортсменов высокого класса, создание новых организационно-методических и социально-психологических условий для активного освоения учащимися общечеловеческих ценностей физической культуры и спорта);

– групповую форму обучения в 5–9-х классах (комплектование учебно-тренировочных групп по уровню физической подготовленности и с учетом спортивных интересов учащихся);

– диагностику индивидуальных способностей учащихся и резервов развития;

– диагностику мотивационно-ориентационной сферы учащихся профильных классов;

– мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся.

Организационно-методическое сопровождение профильной ориентации учащихся в профильных школах должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения в целом.

В связи с этим учитель физической культуры профильной школы обязан не просто быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности, но и должен обеспечивать:

· вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса;

· практическую ориентацию образовательного процесса с введением интерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно-исследовательских и коммуникативных методов);

· завершение профильного самоопределения старшеклассников и формирование индивидуальных способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образования в сфере физической культуры и спорта.

Для эффективной организации профильной ориентации в образовательной области «Физическая культура» должны быть использованы ресурсы социокультурной среды, учреждений профессионального и дополнительного образования спортивной направленности, позволяющие раскрыть перед учащимися потенциал внешкольного образовательного пространства, востребованный в старшей профильной школе.

Категория: Мои статьи | Добавил: Александра (10.12.2014)
Просмотров: 3285 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz